Возможные неисправности турбокомпрессора

Часто турбокомпрессоры снимают с двигателей без предварительной проверки необ­ходимости этого. Поэтому, прежде чем снять турбокомпрессор с двигателя, необходимо убе­диться в отсутствии неисправностей самого двигателя. В большинстве случаев это позволяет избежать бесполезной замены турбокомпрессора.

Чаще всего встречаются следующие проявления неисправностей, связанные с турбо­компрессорами:
   двигатель не развивает полную мощность;
   черный дым из выхлопной трубы;
   синий дым из выхлопной трубы;
   повышенный расход масла;
   шумная работа турбокомпрессора.
 
Низкая мощность двигателя, черный дым из выхлопной трубы.
Эти признаки являются следствием недостаточного поступления воздуха в двигатель, причиной чего может быть засорение канала подвода воздуха, либо утечки воздуха из впуск­ных трубопроводов, соединений турбокомпрессора и теплообменника ОНВ или отработав­ших газов из выпускного коллектора.
Имея некоторый опыт, можно довольно быстро определить утечку воздуха между вы­ходом ТКР и двигателем по свисту, который возникает при этом. После этого проверьте, не засорен ли воздушный фильтр и канал подвода воздуха к ТКР.
Если неисправность осталась, то необходимо проверить уплотнения ТКР, выпускной коллектор и выпускные трубопроводы, чтобы убедиться, что там нет засорения и посторон­них предметов. Проверить отсутствие трещин, затяжку болтов выпускного коллектора, от­сутствие повреждений соединений и прокладок системы выпуска.
Проверьте легкость вращения ротора ТКР. Обычно ротор имеет небольшой осевой и радиальный люфты, но если при вращении рукой ротор задевает колесом турбины или ком­прессора о корпус, то налицо явный износ подшипников ТКР.
Если после проверки всех элементов, неисправности не обнаружены, значит, падение мощности возникло не из-за турбокомпрессора. Тогда необходимо искать неисправность в самом двигателе.
 
Синий дым из выхлопной трубы, повышенный расход масла.
Появление синего дыма является следствием сгорания масла, причиной которого мо­жет быть либо его утечка из ТКР, либо неисправности в двигателе.
Прежде всего, в этом случае необходимо проверить воздушный фильтр, так как любое препятствие на пути воздуха к турбокомпрессору может стать причиной утечки масла со стороны компрессора. В этом случае за колесом компрессора образуется разрежение, что вы­зывает засасывание масла из корпуса подшипников в компрессор.
Следующим этапом проверки является проверка свободного вращения ротора и от­сутствие задевания колесами турбины и компрессора о корпусы - в случае задевания сними­те и замените ТКР.
Иногда утечка масла происходит через турбину турбокомпрессора, притом, что она находится в исправном состоянии. Практика показывает, что это может происходить при за­сорении сливного маслопровода или повышенном давлении в масляном картере двигателя.
 
Шумная работа турбокомпрессора.
При постороннем шуме в ТКР необходимо проверить все трубопроводы, находящиеся под давлением: вход и выход турбокомпрессора, соединения с теплообменником ОНВ, сис­темы газопровода и выпуска. При необходимости произвести подтяжку болтов, гаек крепле­ния и хомутов, замену уплотнительных прокладок.
Также необходимо проверить легкость вращения ротора и отсутствие задевания коле­сами турбины и компрессора о корпусы и повреждения их посторонними предметами.
Если обнаружено задевание или повреждение колес, необходимо снять и заменить турбокомпрессор.
Всех вышеперечисленных неисправностей можно избежать при правильном и регу­лярном обслуживании двигателя.
Одной из основных причин неисправностей является утечки воздуха и отработавших газов. Поэтому во время эксплуатации необходимо постоянно проверять герметичность сис­темы: рукава, фланцевые соединения, прокладки. Периодически проверять надежность креп­ления деталей и узлов системы, а при необходимости, проводить подтяжку болтов, гаек кре­пления и хомутов.
 

 
Повреждения непосредственно турбокомпрессоров происходят, в основном, по трем главным причинам:
- недостаток масла;
- загрязненное масло;
- попадание посторонних предметов.
В первую очередь от недостатка и загрязнённости масла выходят из строя подшипни­ки турбокомпрессора. После выхода из строя подшипников могут последовать и другие по­вреждения, такие как задевание колёсами турбины и компрессора о корпусы, износ уплотни-тельных колец. В худшем случае происходит разрушение вала ротора. Поэтому необходи­мыми условиями нормальной работы подшипникового узла являются своевременная замена масла и фильтрующих элементов масляного фильтра двигателя, а также применение реко­мендованных заводом - изготовителем марок масел.
Также следует обратить внимание на правильность вождения, особенности работы двигателя с турбокомпрессором (запуск и останов двигателя). Если заглушить двигатель, ра­ботающий на высоких оборотах, ротор турбокомпрессора продолжает вращаться без смазки, потому что давление моторного масла почти равно нулю. При этом повреждаются подшип­ники и уплотнительные кольца турбокомпрессора. Поэтому перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо установить резким холостого хода дли­тельностью не менее 3 минут. Кроме того, очень важно дать двигателю поработать на холостых оборотах 2...5 минут, прежде чем давать ему полную нагрузку (по тем же причинам, что и при остановке).
Попадающие из двигателя обломки деталей, например, части клапанов или поршне­вых колец, вызывают серьёзные повреждения ротора турбины.
Повреждения колеса компрессора могут быть вызваны множеством причин. Напри­мер, если во впускной канал компрессора попадает твёрдый предмет, края лопаток колеса компрессора сбиваются, а если мягкий (кусок ткани или резины) - гнутся.
При негерметичности трассы подвода воздуха между воздушным фильтром и турбо­компрессором абразивные материалы, такие как песок или грязь попадают на лопатки ком­прессора и быстро сошлифовывают их.
Следствием износа будет разбалансировка ротора и после этого дальнейшие повреж­дения неизбежны, так как даже лёгкий дисбаланс при высоких скоростях вращения приводит к очень сильным повреждениям подшипников и других деталей турбокомпрессора.
При ТО-2 необходимо проверить легкость вращения роторов турбокомпрессоров. Для этого надо снять приемную трубу системы выпуска отработавших газов. Затем проверить рукой, как вращается ротор в его крайних осевых и радиальных положениях. Ротор должен вращаться легко, без заеданий и касаний о неподвижные детали турбокомпрессора.
При техническом обслуживании турбокомпрессоры один раз в два года рекомендует­ся снять с двигателя для очистки центробежного компрессора, общей диагностики и техни­ческого обслуживания агрегата.
Турбокомпрессор рекомендуется снимать вместе с выпускным коллектором, предва­рительно отсоединив маслопровод с переходника ТКР (рис.4, поз.24), а затем отсоединить его от коллектора.
Очистку центробежного компрессора необходимо выполнить в следующей последо­вательности:
- на торцовые поверхности корпуса компрессора и крышки нанести совмещенные риски. Отвернуть болты крепления корпуса компрессора. Легкими ударами молотка по бо­бышкам снять корпус компрессора. Осмотреть резиновое уплотнительное кольцо в пазе крышки. При обнаружении дефектов (надрезы, потеря упругости) уплотнительное кольцо заменить на новое;
- осмотреть лопатки колеса компрессора. При обнаружении следов контакта с корпу­сом компрессора, деформации лопаток или их разрушения турбокомпрессор подлежит ре­монту на специализированном предприятии или замене;
- промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, поверхность крышки ветошью смоченной в дизельном топливе. При чистке колеса компрессора межлопаточные поверхно­сти рекомендуется прочистить волосяной щеткой с использованием дизельного топлива;
- проверить легкость вращения ротора, заедание ротора не допускается;
- перед сборкой необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным маслом, со­вместить риски, установить корпус компрессора на диск крышки, затянуть болты динамо­метрическим ключом.
Еще раз проверить легкость вращения ротора. В крайних осевых и радиальных поло­жениях колеса ротора не должны контактировать с корпусными деталями.
Ввиду того, что ротор турбокомпрессора балансируется с высокой точностью, полная разборка, ремонт и обслуживание агрегатов наддува должны осуществляться на специализи­рованных предприятиях, имеющих необходимое оборудование, инструменты, приспособле­ния, приборы и обученный персонал.
При сезонном техническом обслуживании необходимо слить накопившийся в тепло­обменнике ОНВ конденсат. Перевернуть теплообменник ОНВ в вертикальной плоскости патрубками вниз и дать стечь остаткам возможного конденсата и масла.
Продуть по фронту матрицы каждый ряд теплообменных пластин между трубками с каждой стороны струей сжатого воздуха, не допуская их деформации.
В случае сильного загрязнения теплообменных пластин матрицу теплообменника ОНВ промыть под струей горячей воды с использованием волосяной щетки или способом окунания в ванне с горячей водой.
После мойки матрицу по фронту продуть сжатым воздухом, не допуская деформации поверхностей теплообменных пластин. Сушка осуществляется струей горячего воздуха.
Основные виды дефектов, встречающиеся в рекламационных актах на турбокомпрессоры производства ОАО "КАМАЗ-Дизель".
• Очень часто водители и специалисты автоцентров в рекламационных актах ссыла­ются на «посторонний шум, свист, вой» турбокомпрессоров. Посторонний шум в турбоком­прессоре может быть вызван попаданием на лопатки колес компрессора или турбины посто­ронних предметов, задеванием лопатками компрессора о корпус компрессора и лопатками турбины о корпус турбины, негерметичностью трасс подвода-отвода воздуха (газа) во флан­цевых и гибких соединениях, сильным загрязнением воздушного фильтра, деформациями в трассах подвода-отвода воздуха (газа).
Если конструктивные размеры и контрольные параметры турбокомпрессора находят­ся в пределах требований конструкторской документации (КД), при отсутствии задевания лопатками компрессора о корпус компрессора и лопатками турбины о корпус турбины, то рекламации (с дефектами «посторонний шум, свист, вой») будут отклоняться.
 
• Часто в обращениях водителей и дилеров автоцентров встречаются жалобы на большой осевой и диаметральный (радиальный) люфты (перемещения) роторов турбоком­прессоров.
Они обусловлены конструктивным исполнением сопрягаемых деталей ротора и под­шипникового узла, имеют гарантированные значения для обеспечения работоспособности и ресурса агрегата наддува в эксплуатации.
Их значения для применяемых на двигателях семейства «КАМАЗ» турбокомпрессо­ров в состоянии поставки (новый) и допустимые предельные значения в эксплуатации (при отсутствии задевания колеса компрессора о корпус компрессора и колеса турбины о корпус турбины) представлены в таблице 2.
Работоспособность и ресурс подшипникового узла турбокомпрессоров зависит от ка­чества, чистоты, своевременной смены рекомендуемых марок масел, температуры и давле­ния в системе смазки двигателя, герметичности трасс подвода и слива масла, от состояния фильтрующих элементов.
Ремонт и восстановление, вышедших из строя в гарантийный период турбокомпрес­соров собственного производства, проводится на заводе-изготовителе ОАО «КамАЗ-Дизель», г. Набережные Челны.
Таблица 2.
Модель турбокомпрессора
Осевое перемещение ротора, мм
Диаметральное перемещение ротора, мм
По КД (новый)
В эксплуатации
По КД (новый)
В эксплуатации
ТКР7Н
0,10...0,25
до 0,40
0,40...0,80
до 0,90
ТКР7С
0,06...0,15
до 0,35
0,47...0,63
до 0,90
К27
0,08...0,15
до 0,35
0,40...0,60
до 0,90
52В
0,05...0,09
до 0,35
0,46...0,58
до 0,90
 
• Одним из распространенных замечаний в актах рекламаций является течь (просачи­вание) масла в компрессорную или турбинную ступени агрегата наддува
При соответствии деталей ротора и узла уплотнения масляной полости корпуса под­шипников требованиям КД и соблюдении правил эксплуатации просачивание масла, как правило, не наблюдается.
Основными причинами просачивания масла могут быть (по степени убывания):
- износ ЦПГ двигателя;
- неисправность системы вентиляции картера двигателя;
- загрязнение воздушного фильтра;
- деформация или загрязнение трасс подвода-отвода воздуха, газа, масла;
- сильное загрязнение колес и корпусов компрессора или турбины;
- заедание или заклинивание (обрыв) ротора;
- поломка или износ колец уплотнения;
- при установке или замене турбокомпрессора не снята транспортная заглушка с от­верстия слива масла из корпуса подшипников.
Эти и другие возможные причины, как их определить и устранить представлены в таблице 3.
 
Рекомендуемые режимы работы двигателя с турбонаддувом:
Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры дви­гателя, на проточные части компрессора и турбины, нельзя допускать длительной работы двигателя на режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, за­грязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части тур­бины.
При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в баллоны тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала не менее 1000-1200 мин" .
Перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо установить режим холостого хода длительностью не менее 3-х минут во избежание перегрева подшип­ника турбокомпрессора и закоксовывания ротора. Резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.
Инструкции по безопасности:
- турбокомпрессор необходимо устанавливать только на том двигателе, для которого он предназначен;
- неправильная эксплуатация или несанкционированные модификации турбокомпрес­сора, а также изменения в системе топливоподачи двигателя, в зажигании, в системе впуска и выпуска могут вызвать разрушение турбокомпрессора и двигателя;
- не прикасаться к турбокомпрессору во время работы или сразу после ее окончания. Горячие поверхности и вращающиеся детали способны серьезно поранить;
- при установке соблюдайте рекомендации изготовителя двигателя по монтажу.
Инструкции по монтажу:
- при установке нового или отремонтированного турбокомпрессора смените моторное масло, масляный фильтр и воздушный фильтр, если только они не были заменены совсем не­давно. Пользуйтесь фильтрами, соответствующими техническим требованиям изготовителя двигателя;
- необходимо проследить за тем, чтобы были сняты с турбокомпрессора все заглушки;
- все трубопроводы, соединенные с турбокомпрессором, должны быть чистыми. Лю­бые оставленные предметы, попавшие в турбокомпрессор во время работы, вызовут немед­ленную поломку;
- пользоваться новыми, проверенными прокладками. Не использовать герметизирую­щие или склеивающие жидкости и пасты;
- моменты затяжки всех крепежных элементов с резьбой должны соответствовать приводимым в документации изготовителя значениям;
- после запуска двигателя проверить, нет ли утечек в соединениях турбокомпрессора. Необходимо дать проработать двигателю на режиме холостого хода 2..3 минуты, прежде чем его нагружать.
Внимание!
Любые рекламации, если правила эксплуатации и технического обслуживания, изложенные в данной инструкции.
Мерседес,Скания,Вольво, ДАФ,МАН

КамАЗ(Евро 1)

КамАЗ(Турбо,Евро) ДТ 75
Форд,Пежо,Фольц.,Мазда,КИА, Газель,Валдай,ПАЗ
КамАЗ(Евро 1,2,3)

КамАЗ(Евро 2)

МТЗ , ЗИЛ , ГАЗ
КамАЗ(Турбо,Евро) ДТ 75
КамАЗ(Евро 1,2)
Оставить заявку на
ремонт или покупку
Имя (*):


Телефон (*):


Эл.почта:


Город: